мужчина за время своей службы не раз получал травмы, раны, некоторые даже очень серьезные. но каждый раз он выбирался, словно родился в рубашке. всегда стойко выдерживал, даже практически на ногах. Сэт из тех людей, которые сразу рвутся в бой, а не отлеживаются на больничной койке. но сейчас же иначе. сейчас ему нужно встать, принять на себя весь удар и защитить Алису. да, пускай он не подумал о том, что с ней - то как раз - таки ничего и не может случится, но это инстинкты, первоочередная задача, которую он должен выполнять любой ценой. чудо-ребенок стоит и не шелохнется, что его начинает напрягать. мужчина понимает, что силы не равны, пускай ходячие были медленные, но их было большое количество для одного. тем более еще она . . такая хрупкая. он скользит по ней взглядом, пытаясь повысить голос, чтобы ее напугать, заставить уйти, сбежать. но она продолжает стоять. он замечает переменчивость в ее взгляде. ее сбивчивое дыхание. конечно, он тут кровью истекает, а она ведь по сути тоже питается человеческой плотью. пугало ли его это? нет. генерал же не раз встречался со смертью, так что для него это уже не страшно. страшно было в первый раз. первый выстрел. первое убийство. первая борьба за жизнь. когда он был моложе, у него не было ни жены, ни детей - он всегда бросался на амбразуру. всегда был везде, где только можно. уже с появлением Мириам, которая кстати однажды вытащила его с того света, выходила его и больше никогда с ним не расставалась, он остепенился. стал задумываться о том, как ценна жизнь. хотя нет. спустя много лет, он испугался смерти лишь однажды, но даже тогда его рука не дрогнула. смерть его жены. ее убийство им самим. перед глазами начинает плыть, поэтому мужчина попытался встать на ноги и сфокусировать взгляд. тщетно. крови потеряно много, сил уже нет. видит лишь как девушка становится перед ним, спиной, обращаясь к ходячим. на секунду закрывает глаза, его клонило в сон. голос девушки заставляет его открыть свои очи, осознать, что нельзя закрывать их. наблюдает за тем, как она смело стоит перед толпой, не двигаясь с места. а затем . . . словно по велению чуда - ходячие начинают отступать. разворачиваются и медленно уходят. казалось, что Алиса не верила своим глазам, но Сэт это уже видел. почти это. девушка поворачивается к нему и кидается на шею. стоит ей сжать его, как по всему телу разливается боль, отчего он слегка хмурит лицо. ничего. переживет. - все в порядке. ты молодец, - хриплым голосом произносит мужчина и слегка улыбается. нет, она правда молодец. не испугалась. попыталась спасти ему жизнь, и у нее это вышло. - мы разберемся с тобой вместе. только никому об этом не говори, - мужчина поднимает на нее серьезный взгляд, чтобы она понимала - об этом действительно лучше никому и ничего не говорить. да, пускай Джессика уже сама немного догадалась до этого. но тут Алиса чуть ли не повелевала ими. поэтому лучше всего сохранить это в тайне. теперь же им осталось выбраться отсюда. Сэт пытается нащупать рацию - тщетно. в глазах снова плывет, поэтому он уже не сможет разглядеть, как Алиса облизывала свои пальцы, на которых была его кровь. рация начнет издавать звуки, из нее начинают слышаться голоса уже тогда, когда глаза генерала закроются.
отряд, не получив ответа от своего командира, поспешат прибыть к дому чудо-ребенка в кратчайшие сроки. и действительно - они добираются очень быстро, замечая, что вокруг никого не было, кроме них двоих. хорошо, что они еще не застали тот момент, когда девушка слизывала кровь со своих рук. двое крепких солдат молниеносно вылетают из машины, подбегая к своему генералу. они подхватывают его за руки, а затем обращают внимание на девочку. - живее давай, скажи там, чтобы позвонили доктору Кросс, - требовательно и даже раздраженно говорит один из вояк. нет, они вовсе не злятся на нее. просто переживают за командира. солдаты тащат мужчину к машине, из которой выходит еще один, чтобы помочь им затащить его в салон. Алиса же должна будет сесть на заднее сиденье, и мужчину туда положат так, что его голова окажется у нее на коленях. а дальше они со свистом рванут обратно в город, ведь счет времени шел на секунды. не хотят военные потерять такого генерала, как Сэт Рассел. он хоть и был холодным человеком, который не терпел неисполнение приказов, но он был справедливый, всегда ставил свою жизнь под удар, защищая своих подчиненных. и его уважали. если бы началось восстание - то вся армия, что есть в этом забытом богом городке - встала бы за Расселом. добираются до города, а там уже и до лаборатории. Алисе придется идти с ними, так как ее никуда не денешь. она единственная знает, что произошло от "а" до "я".
Сэт Рассел будет находится где - то глубоко в своем подсознании, которое играет с ним в свою злую шутку. мужчина был в собственном доме, где на полу играла его дочь. жена в это время готовила им обед, что - то напевая себе под нос. он всегда любил наблюдать за ней во время готовки. такой женщины он никогда не встречал, и вряд ли когда - то еще встретит. Тереза пошла в свою мать - такая же красавица и умница, со своенравным характером и безрассудными решениями. мужчина поднимается на ноги, чтобы обнять дочь, но . . . что - то идет не так. дочь в крови, и дочь - вовсе не дочь. перед ним сидит Алиса, вся в крови, в синяках. на ее глазах слезы, отчего сердце мужчины сжимается. он обнимает девушку, пытаясь своими объятиями закрыть ее от всего мира. так длится недолго, ведь в какой - то момент он ощутит резкую боль. опустит глаза вниз и увидит, что рука чудо-ребенка проткнет его тело насквозь. через ту самую рану, что он получил. резко выдернет вместе с одним из жизненно важных органов. его сердце начнет биться быстрее, и если там - в настоящем мире он подключен к аппарату, то тот начнет сильно пищать, показывая докторам - сердце на пределе. Сэт же поднимет свой взгляд на сидящую девочку, но в следующий миг она исчезнет, словно ее никогда и не было. исчезнет и боль. успокоится сердце. наступит темнота, а где - то там появится силуэт. Мириам. он узнает ее из тысячи. - мириам, - смогут услышать все находящиеся в помещении люди. но ему будет казаться, что он это говорил лишь одной жене. Сэт сделает шаг, затем еще один, но силуэт жены будет ускользать от него. еще шаг. силуэт исчезает, неожиданно появляясь за его спиной. ее руки опустятся ему на грудь, но он даже не почувствует тяжести. - Сэт, ты должен помочь этой девочке. ты должен спасти ее. и нашу дочь тоже, - услышит мужчина около своего уха голос жены, после чего резко распахнет глаза. они начинают болеть от яркого света, который кто - то тут же глушит. генерал разглядит силуэты Джессики, ее подчиненных. он в лаборатории. в этом чертовом городке. попытается приподняться, но грубое движение одного из ученого - опустят его обратно. мужчина не знает сколько времени прошло, но он смерит этого ученого своим грозным взглядом. переведет взор на руку, из которой тянулась система переливания крови. дотянется второй рукой до катетера и вырвет его. все же приподнимется и увидит Алису. жива. Сэт чувствует облегчение, поэтому ложится обратно. конечно, его залатали. наложили швы, которые от любого напряжения смогут начать кровоточить. кажется, на пару дней он точно вышел из строя.
она не должна никому об этом говорить. алиса и не собиралась, ведь едва ли она сможет объяснить о том, как она заставила толпу зомби уйти непонятно куда. при этом в голове девушки были абсолютно разные эмоции: с одной стороны ощутила радость от того, что она не была бесполезной и что-то могла, а, с другой стороны, видя, как сэт рассел истекает кровью, паника разливается внутри неё, как вода из стакана, который разбился. лиса хмурится и касается ладонью его раны, понимая, что заставить его рану быстро стянуться не сможет. дальше же всё было смутно, хотя при этом лиса была в полном сознании. наверное, потому что слишком быстро ритм от этих военных, которые появились непонятно откуда. погрузили девушку и мужчину в машину и они сразу куда-то направились. пока же голова сэта рассела лежала на её коленях, алиса аккуратно касалась своими тонкими и худенькими пальцами его лица и волос, порой одаривая его улыбкой. она не знала ощутит ли он прикосновения, вспомнит ли об этом, когда придёт в себя. придёт же? должен! обязан! алиса перевела взгляд на двух военных, которые были мрачнее тучи и даже не общались друг с другом. девушка шумно выдохнула через рот и перевела взгляд на дорогу, на мёртвые пейзажами некогда бьющих ключом-жизни городов. но лиса знала, что они едут к той женщине, которую зовут джессика кросс. та самая, которая накладывала на неё швы. алиса не знала, какие эмоции к ней она ощущает. благодарность? очевидно. если же эта дамочка вытащит ещё и этого человека, то благодарность девушка возрастёт в разы. жаль только, что алиса, как любой ребёнок, не видела в людям плохого. не видела даже очевидного, не доверяла своей женской интуиции, закрывая её вечно за стенами или решётками. на самом деле надо было. но почти_мёртвой_девочке нужно ещё со многим столкнуться, чтобы построить правильные границы и верно ставить папки с эмоциями на нужные полки. пока в голове только каша из недавней радости, которая уже пропала и осталась лишь паника и беспокойство. из-за второго сердце бьётся быстрее, изредка дрожат пальчики и лиса активно кусает свои губы, которые от укусов визуально стали ещё пухлее и розовее. что она тогда скажет тесс, если с сэтом что-то случится? лиса резко кидает взгляд на мужчину. ну уж нет! этот человек точно должен выжить.
— что случилось? — миссис кросс встречает их у входа.
военные коротко рассказывают о том, что случилось. вернее, о ранение, ведь больше ничего они и не знают. женщина кидает взгляд на алису, подмечая, что это на самом деле отличный шаг. если вы думаете, что джессика кросс всё это время сидела сложа руки — вы ошибаетесь и очень сильно. она работала. она экспериментировала. она создавала. как думаете, почему же начали пропадать люди? только вот узнать об этом никто не должен. джессика наблюдает, как мужчину утаскивают в лабораторию, затем она подходит к девушке. джесс знает, что алиса — ребёнок в теле подростка. значит, ею можно манипулировать. она никогда об этом не догадается. женщина кладёт свою раскрытую ладонь на плечо лис в жесте поддержки:
— мне будет нужна твоя помощь, алиса. — заглядывает она в её глаза.
помощь? правда? алиса хотела удивиться, но ощутила будто внутри прикосновение гордости к самому сердцу и мозгу. уже два раза за сегодня алиса поняла, что у неё в этом мире есть польза. только вот она ничего не знает о медицине.
— в чём я могу помочь? — спрашивает лиса.
на самом деле джесс говорит, что они-то всё сделают сами. но сэту нужна кровь для переливания. алиса, кстати, не знает даже о группах и о том, как правильно нужно вливать и тому подобное. поэтому она сразу соглашается, невольно подписывая договор сэту расселу. ведь только джессика знает о том, как кровь девушки недо-зомби реагирует на обычных людей. в любом случае, было бы очень неплохо иметь под рукой такого солдата, как сэта рассел. не правда ли?
пока сэта доставили с другого света, алиса ходила по коридору туда-сюда. таких ситуаций у неё никогда не было. интересно, они расскажут об этом терезе? какой вовсе шанс, что мужчина придёт в себя? алиса не знала, знать даже не хотела о второй. хотела лишь, чтобы всё прошло хорошо. но в какой-то момент к ней вышла джессика, которая сказала, что можно проходить. правда, кстати, перед этим её отвезли в душ, чтобы она смыла с себя грязь города и прочие опасные вещества. ну да, больница — место стерильности и плевать, что это не совсем больница. обстановка была всё равно соответствующая. на самом деле джесс многих ребят вытягивала прямо почти за гранью, поэтому для неё это было не первый и явно не последний раз. однако, этот эксперимент... удачно сэт получил такую рану, получил много крови и нужно было переливание. кросс поняла, что кровь алисы подходит к любому. каждый из них становился «ручным зомби», которые молча стоял на нижних этажах и смотрели в стену. им не нужна была вода, еда или отдых. более того, то, что делала на самом деле джессика... опасно — она это понимала. но ей дали больше времени, больше возможностей, которые уже были у неё. каким бы крутым не был сэта рассел или верхушка, но такая особа, как джессика, найдёт себе проходит. чтобы никто не узнал, не увидел. сейчас же она вела девчонку в палату, где будет переливание. правда при этом джессика выгнала всех. остались трое: сэта, алиса и сама кросс. она уже знала, что такие зомби очень похожи на людей, если их не ранить. никто ведь и не узнает, что случилось с сэтом, верно? женщина уже смотрит, как тёмная и густая кровь алиса вытекает в мужчину. наблюдает, записывает. в надежде, что всё... пойдёт не так? проходит ведь время, но ничего не происходит. джессика хмурится, негодует и подходит к сэту. никаких нужных реакций.
— какого?.. — тихо-тихо спросила она саму себя.
это вообще реально? смотрит и на алису. её же кровь. ничего не изменилось. джессика неожиданно сворачивает переливания, говоря, что достаточно. если что, у них есть запасы крови и она вольют нужное в тело сэта рассела. кросс уходит из палаты, по пути делая очередные пометки. алиса и мужчина остались вдвоём.
— эй! — тихонько говорит алиса, сползая с кушетки. — ты как? — ну да, умно задавать вопросы человеку, который только не умер..
руку алисы завязали бинтом. но вот кровь быстро остановится, а следов от катетера не будет уже завтра. улыбается, делая парочку шагов и усаживается на край кровит, где лежал сэт рассел. лиса совсем не знает, как работает переливание... что это должно сделать. если джессика сказала — надо. значит, это спасёт его жизнь. получается, что она спасла его жизнь дважды? вот так легко... лиса улыбается чуть шире, лилея подобные мысли. не всегда нужно быть самым сильным или быстром, чтобы сделать хорошее дело.
— не нужно было лезть... — всё ещё негромко говорит она. — она бы меня не трогали, сэт-генерал.
лиса хмурится, смотря на его уставшее лицо. возможно, он спит и даже не услышит её слова. но ей просто так хотелось это сказать. убедиться, что с ним всё хорошо. ах, если бы алиса знала, в какую опасную ситуацию она только что поставила мужчину... но ничего не случилось! или это только кажется? походу дела, джесс придётся наблюдать за сэтом. может, будут другие изменения? лиса же положила свою маленькую ладонь на его тыльную сторону ладони и слегка сжала.
— я рада, что ты жив. — облегчённо заявила она.
если бы сравнивать сэта с героем какого-то фильма — он там точно главный герой, значит, такие не умирают. ибо алиса не смотрела фильмы с плохими концовками, ведь в её голове было лишь «жили она долго и счастливо». ах, маленькая алиса, как же ты на самом деле ошибаешься.
elizabeth gillies // emeraude toubia
dess
пожалуйста !!
Neil Abram Josten / Wei Wuxian / Xiao (Genshin Impact)
hyun
Пожалуйста ♥
Вааааа ** восхитительно, волшебно, прекрасно!😭
прям олицетворяет мои чувства к лету во всей красе!
спасибо большое💖
По вашим заказам помню вашу любовь к лету и указанным эстетикам, поэтому грех вам ее не сделать) Но как-нибудь воспользуюсь своим исключением у вас, отказываться не буду ахаха
спасибо что помнишь, приятно😊
пока определяюсь со следующей идей, но для тебя всегда будет местечко)
для нее ничего лучше не могло быть, чем чувствовать близость с юношей. никто, кроме него, не мог так плотно засесть в ее голове, душе и сердце. и с каждым разом, когда жизнь их сталкивала лбами - она хотела и надеялась, что это в последний раз. что больше никто и ничто не сможет встать между ними, что наконец-таки они обретут то единственное счастье, которое заслужили. тогда бы все эти испытания, что выдались на их долю можно было бы оправдать. и в тот самый миг, когда она вновь ощущает его член в себе, спустя столько времени, ее пронизывает разряд электрического тока. с ее уст слетает стон. она готова каждый раз отдавать всю себя ему целиком и полностью. лишь ему позволено делать так, как он этого хочет. каждое его движение, каждый его толчок - сопровождались ее сладострастными стонами. прикосновение его губ к любой из частей ее тела - это невероятный взрыв фейерверка. в такие моменты всегда хотелось остановить время, чтобы этот миг никогда не заканчивался. если было бы такое возможно, то Мэделин Шоу остановила бы время еще тогда на острове. знать бы наверняка, что преподнесет жизнь - девушка бы не возвращалась домой. жила бы на том острове вместе с ним, и не было бы никаких проблем. не было бы других людей, фиктивных мужей и беременных жен. не было бы ненависти, смерти, выстрела. ничего того, что последовало после их возвращения с острова. окунаясь в теплые воспоминания о тех жарких днях - ощущения становятся острее, сменяя тот самый страх, которая испытывает любая девушка, испытавшая насилие. она прикрывает глаза, устремляясь на встречу всепоглощающим эмоциях, отдавая весь контроль юноше. пока он не решает, что им пора бы сменить позу и власть. пока она не оказывается сверху и не начинает задавать темп. сексом со Славой - никогда нельзя насладиться настолько, чтобы больше не хотеть. хотелось всегда, везде. но они же не в кино, верно? поэтому в какой - то момент блондинка начинает ощущать подступающую волну оргазма, ощущать, что и сам молодой человек был на пределе. как и в большинстве случаев - пик они испытывают практически одновременно. юноша кончает внутрь, но ее это не будет беспокоить. ей не нужно предохраняться или выпивать специальные таблетки сразу после секса. ей не суждено больше стать матерью, поэтому вся ее отдушина была именно в сыне. в той самой частички души, которую не осознавая подарил ей Суворов.
этот прекрасный миг заканчивается. по обыкновению юноша направляется покурить, а ей остается лишь перевести дух, собраться и уйти. не уходит. не собирается. ей так не хотелось покидать стены этой квартиры, что готова была медлить столько, сколько это возможно. знала бы Мэделин Шоу какой вопрос последует после - то вряд ли бы стала тянуть время. пока же юноша курит, она все - таки решает одеться. нет, не потому что она чего - то стеснялась (было бы чего), просто так надо. она стала чувствовать, что так надо. докурив, юноша возвращается к ней, садится рядом и обращает свой взор на нее. весь его взгляд говорит о том, что сейчас из его уст вылетит что - то очень серьезное, отчего она не сможет убежать. роковой вопрос. стоит ей его услышать, как она теряет дар речи. глаза блондинки округляются, а мозг начинает выбрасывать в кровь адреналин. ее сердце бешено стучит, было ощущение, что Суворов слышит этот ритм. в голове сразу же всплывают множество вопросов. неужели кто - то ему рассказал? неужели он о чем - то стал догадываться? а что ему ответить? рассказать правду или соврать. Мэделин делает глубокий вдох через рот, выдыхая через нос. - ты не хочешь этого знать. не заставляй меня делать тебе больно, - собрав все свои силы в кулак, отвечает девушка. она могла бы сказать, что это ребенок Габриэля, причинив Славе боль, заставив его усомнится во всех словах, что она когда - либо ему говорила. но этот взгляд . . . - это ребенок Габриэля, Слава. мы женаты. ты женат на другой, - как бы это больно не звучало, но это практически правда. и знаете, как говорят - лучшая оборона это нападение. и поверьте, она вложила всю свою мнимую уверенность в свой голос. хотя казалось бы зачем? группу он потерял. что еще ее останавливает? а ведь останавливает. его жена беременна.
в то самое время, пока в квартире Суворова происходил серьезный разговор, в доме Шоу разворачивалась целая операция. итальянец после торжества вернулся в квартиру, отпустив няню домой. какой смысл ее было держать, когда кто - то из них двоих присутствует? возможно, если бы мужчина знал - кем была на самом деле эта няня, если бы мужчина знал - какие планы у одной змеи на сына его любимой женщины, то вряд ли бы отпустил. вряд ли бы он вообще позволил им вернутся сюда. Габриэль был на кухне, заваривал себе кофе, пока малыш Вэнзель спал мирно в своей кроватке. все было так тихо, что если бы они жили в криминальном мире - то вызвало подозрения. но так как он далек от всего этого мира - для него такая тишина была нормой. слышит, как дверной замок проворачивается. думает, что это пришла его фиктивная жена, ведь ключи есть только у нее и у няни. - Мэдс, все в порядке? вы резко исчезли с Суворовым, ничего же не случилось? - ему было больно спрашивать об этом . . . но он же прекрасно понимал, что блондинка любила и будет любить только одного человека. и это далеко не Габриэль. правда, ответа он не услышал, и прежде чем итальянец успевает обернутся, чтобы посмотреть, где блондинка, его кто - то ударяет прикладом пистолета по голове, тем самым вырубая. тело мужчины с грохотом падает на пол. человек, вошедший без проблем в квартиру, отправился на второй этаж. там - в детскую. он не изверг, поэтому собирает вещи для малыша в рюкзак. не торопится, ведь все спланировано, везде есть люди, которые следят за передвижениями тех или иных людей, и в случае чего - его всегда предупредят. собрав вещи, человек поднимает спящего ребенка на руки и покидает квартиру также без препятствий. ни записки, ни смс-ки. беда в том, что вырубив готовящего себе кофе Габриэля, похитители не учли тот факт, что плита останется включенной. что кофе закипит, начнет переливаться через край, стекая по плите. случается короткое замыкание и квартира возгорается.
Мэделин Шоу знала, что разговору суждено состоятся, что он будет не простой. но, по всей видимости, этот разговор должен был отложится еще на неопределенное время, ведь у нее звонит телефон. неизвестный номер, неизвестный голос сообщает, что ее квартира горит. девушка резко подскакивает с дивана, в ее ушах бьет пульс, заглушая любые слова человека с конца другого провода. - Вэнзель, - шепчет блондинка, после чего сбрасывает звонок. ей нельзя было медлить, нужно было срочно возвращаться домой. там ее сын. там Габриэль, который не был для нее чужим человеком. - пожалуйста, давай мы оставим все разговоры на потом. мне нужно идти, бежать. называй, как хочешь. в моем доме пожар, а там н . . . мой сын, - на эмоциях, из-за страха она чуть не раскрыла тайну, но вовремя осеклась. ее трясло настолько, что она не могла думать, не могла себя контролировать. ее душа горела вместе с квартирой. трясущимися руками блондинка пытается достать ключи от машины, но у нее просто все валится из рук. Слава - не был бы Славой, если бы не поехал с ней, за что она ему очень благодарна. спускаются вниз, садятся на его мотоцикл и стремглав несутся к ее дому. а там уже разворачивалась спасательная операция. внизу стояла скорая, в которой находился итальянец. стоит юноше остановится, как девушка тут же слезает и подбегает к своему фиктивному мужу. беглым взглядом осматривает его. - что произошло? где Вэнзель?! - ее голос на грани, она на грани срыва. сердце колотится, словно готово в любой миг остановится и больше не заводится никогда. но мужчина не успевает ответить. телефон блондинки вновь издает звук, оповещающий о приходе сообщения. сын твой цел и невредим, чего не скажешь о фиктивном муже. милая моя девочка, не стоит наводить панику, ты лишь пешка, которую я использую. если все сделаешь, как я скажу, то скоро увидишься со С л а в о й. блондинка перечитывает сообщение несколько раз. кому и зачем понадобилось похищать ее сына? кто может знать о том, что на самом деле значение имени малыша - это имя его отца? ее тело леденеет от страха, сердце замирает, а в глазах темнеет. если бы не стоящие рядом мед работники, успевающие подхватить девушку - она бы рухнула прямо на землю.
услышав ответ, слава невольно усмехнулся. и правда... что ты хотел услышать? узнать, что она переспала с каким-то бомжом на теплотрассе? или то, что это твой ребёнок? порой ты, суворов, много всего хочешь, но при этом не делаешь для этого ровным счётом ничего. сделав затяг, русский перевёл взгляд куда-то вперёд, вернее, в стену. погружается в свои мысли — понять это было легко, ведь вся концентрация глаз парня была направлена на несуществующую точку на этой самой серой стене. и в таком молчаливой состоянии, сам в себе, слава будет где-то пару меня, потеряв счёт времени и вовсе. забыв и о том, что она тут не один и молчать было бы некрасиво. суворов же в это время гулял по своих собственных лабиринтах: постоянно останавливался в очередной тупике, затем разворачивался на сто восемьдесят градусов назад и продолжал свой путь. как оказалось, его жизненный путь и правда имеет такое количество стен, которые не пропускают его идти дальше. возможно, весь этот жизненный путь необходим? слава приходит себя в тот момент, когда до его музыкального слуха доносится звук мобильника мэделин.
русский музыкант пару раз моргает глаза, избавляясь от неизвестного доселе морока из собственных мыслей и воспоминаний. слегка приподнимает уголки губ. наверное, всё это время мэдс хотела его реакции на слова о том, что этот мальчик — сын того самого итальянца. всё это время у славы в руках была сигарета, которую он не курил, но она тлела. отсюда достаточно пепла, чтобы упасть на его ковёр и оставить там тёмное пятно. суворов же негромко ругается, а мэделин в это время говорит, что они могут поговорить позже. правда, кажется, даже порой недалёкий слава начал догадываться, что они поговорят... никогда? хотя и эти мысли уходят на задний план в тот момент, когда шоу заявляет, что у неё в квартире случился пожар. если там ребёнок... суворов тут же встал на ноги, не сразу вспомнив, что она даже не одевался после того, что было между нами. лишь быстро подходит к пепельнице и оставляет там уже окурок. нет, не накурился, но от этого явно никто не умрёт. суворов замечает, что мэдс... ей не стоит водить в таком состоянии. натянув на себя хотя бы нижнее белье, парень подходит к блондинке и аккуратно кладёт свою ладонь на её, которая пыталась держать ключи от авто.
— я отвезу тебя, так будет безопаснее. — голос уверенный.
слава знает, что бывает с родителями, когда их дети погибают. он видел из глаза, видел их боль утраты, скорбь и ненависть ко всем вокруг. поэтому он просто на просто не мог оставить мэделин шоу одну в такой ситуации. конечно, у неё есть муж и бла-бла, даже тот, который был отцом мальчика. но, кажется, сердце славы буквально тянуло его туда. нужно. он там необходим — без него ничего не получится. русский быстро одевается, берёт документы, телефон и, само собой, ключи от железного коня. поездка будет быстрой, слегка опасной, но они быстро донесутся до нужного места вовремя...
михаил суворов знает всё обо всех. всегда. кажется, он пожаре он узнал ещё до того момента, когда это появилась по телевизору. кто-то проебался. кто-то только что потеряет свою голову! и это видно по глазам мужчине, ибо он в ярости, смотря на одного высокого и крепкого парня, который смотрел в пол и выглядел, как щенок, которого ругают на погрызенные тапки хозяина. мужчина делает к нему шаг и достаёт у того с пояса пистоле, подставляя его ко лбу того, который...
— ты же знаешь, что нужно следить! как ты мог так... проебаться? твою мать! — орёт михаил так громко, будто стены трясутся.
парень же пытается бубнить. мол, не уследил, мол, да, виноват и тому подобное. но суворов-старший лишь щурит глаза, заглядывает в испуганный взгляд стоящего перед ним. взводит курок и даже замечает дрожь на теле того, кто выше по параметрам самого михаила. шумно выдыхает.
— если бы не твоя дочь, то я бы тебя сейчас убил. — он убирает пистолет ото лба и убирает его в сторону, разряжает его.
нужно было думать быстро. во-первых, нужно было появиться на месте пожара. хотя... михаил знал, что случилось. люди зашли в комнату, а далее... можно было сложить дважды два и понять, что за этим всём стоит змея, которая лишь нужно посильнее взять за горло. вновь шумно выдыхает и закуривает, начиная ходить из стороны в сторону. нет, он не должен сейчас показываться перед мэделин и славой. у него совсем другой план, но для того... нужно будет терпение и умение ходить по лезвию. самое страшное, что ходить по лезвию, вероятно, придётся ходить отнюдь не ему, а тем, кто ему важен. готов ли михаил суворов поставить на кон жизнь семьи для того, чтобы победить в этой идиотской схватке?..
пока же слава пытается узнать, что тут произошло на самом деле у итальянца, он замечает, как взгляд девушки скользит по её же телефону. будто там что-то пришло. русский успевает заметить, что лицо мэделин меняется в худшую сторону: паника, потерянность и ощущение беспомощности. слава видел этих людей там, в аду. хмурится, но при этом закуривает, удерживая сигарету в зубах. чёртов итальянец даже почти не пострадал. нет, суворов не рыцарь в сияющих доспехах, ибо не он ловит мэдс, когда сознание вдруг решает её покинуть. на самом деле даже хорошо, что тут была скорая. слава держит себя в руках — жизнь научила не паниковать и держать голову холодной. даже тогда, когда рядом была его собственная мать, которая наставила на него пистолет. русский делает глубокую затяжку, наблюдая за тем, как медики приводят мэделин шоу в нормальной состояние. нашатырный спирт та ещё вещь на самом деле, даже способна мёртвого на ноги поставить.
— ладно, ей сейчас не до этого, — суворов обращается к тому самому итальянцу. — может, скажешь, что тут произошло? — спрашивает спокойно, не давит.
да и к чему этому человек врать? конечно, слава уже начал понимать, что эта парочка — просто ширма. ведь идеальная жена, которая любит мужа, не пойдёт трахаться с бывшим... кем они вообще были друг другу? да и слава тоже никогда чувства к собственной жене не чувствовал. впрочем, уж она его явно не волновала сейчас и вряд ли когда-то будет. да, это некрасиво, учитывая то, что там был... его ребёнок? суворов же не был уверен. ведь все вокруг врут. он. мэделин. все. весь мир. хотя, ладно, в мире был один человек, который всегда был честным — лекс. но сейчас трогать её не хотелось, но она узнает из новостей и начнёт названивать без остановки. слава же кладёт свою ладонь на плечо итальянца, слегка сжимая его так, чтобы тот ощутил небольшую, но ощутимую боль. лицо самого же славы не показывает ничего — это он тоже умеет делать, если сильно нужно.
— куда делся чёртов ребёнок? — переспрашивает он.
наверное, иногда так не стоит давить на человека, который пережил пожар и тому подобное. но... думаете, что славу это волнует? нет, совсем не волнует. сейчас он хотел, чтобы эта история закончилась хорошо.
Не проблема! Введите адрес почты, чтобы получить ключ восстановления пароля.
Код активации выслан на указанный вами электронный адрес, проверьте вашу почту.
Код активации выслан на указанный вами электронный адрес, проверьте вашу почту.
Худшее, что мы можем сделать по отношению к другим — это судить людей по первому впечатлению. Примерять на незнакомого человека свои маски, взгляды, мысли и ожидания. Но перед вами, по сути, два подростка. Не стоит ожидать от них того, что они станут давать друг другу шанс проявить себя без уже нарисованного образа в собственной голове. Ана считала, что Кайден показывает себя, как сноб, раз не может запомнить её имя. И в её голове не могло быть знания о том, что это его особенность. Вполне очевидно, что у него в её адрес были свои впечатления. Вряд ли они очаровали друг друга с первого взгляда. И все же. . . По какой-то неведомой причине они сейчас здесь вместе. Абсолютно разные. Бесконечно неизвестные друг другу.
Стоит отметить: Кайден смешанный с алкоголем нравился Ане в разы больше. Его ирония про “отпор с помощью цитат из книг” вызвал у неё улыбку. Она искренне попыталась её спрятать, закусив губы, но все же усмехнулась, отрицательно покачав головой. Кажется, это то, что ей было нужно, чтобы расслабиться. Как минимум, Кайден вернул их этой фразой в её новую комнату, в их первую встречу, которая, стоит отметить, не так давно произошла. Так он все же понял, о чем она говорила? В его голове есть что-то интересное? Девушка повернула к нему свою голову, в очередной раз изучая его. В нем есть глубина, которую не видно на первый взгляд?
Правда, улыбка медленно сползла с её лица, когда она поняла, что Кай не совсем уверен, откуда у него алкоголь.
— Ты безумец, — заключила она на счет происходящего.
Конечно, его здоровье — не её забота. С другой стороны, именно она сюда притащила. Даже если он уже большой мальчик и должен понимать, где находится. Что будешь делать, если он выпьет здесь что-то не то, Ана? Ответа в её голове на это не было. Да и размышлять об этом сейчас. . . Она просто не могла. У неё было важное дело.
Кайден решил поднять ей самооценку? Девушка не смогла вновь не посмотреть на него, чтобы понять, почему он говорит все эти слова. Конечно, он не знает. Не знает ничего о ней и причинах того, почему она здесь. . . И все же Ана старалась все эти годы отрицать то, что принадлежит к этой “тусовке” в полной мере, а, соответственно, признавать себя популярной персоной среди банд. . . Она точно не хотела. Но Кайден говорил это слова словно искренне. Просто. Без подвоха. Это подкупало.
— Кажется, что алкоголь делает тебя очень приятным парнем, Кай, — проговаривает она, вновь начиная улыбаться.
Даже если он сейчас рассмеется ей в лицо, сказав, что просто льет ей мед в уши ради развлечения. . . Ану вряд ли это заденет. Разочаровываться в людях — то, к чему она привыкла. Если же он все это всерьез. . . Что же, может быть он не так уж и плох.
Угрозу про поцелуй девушка не стала воспринимать всерьез. Слишком нелепо это звучало. Она даже сдвинула брови к своему носику, закатив глаза, словно говоря тем самым о том, что он никогда не исполнит то, о чем говорит, что это нелепо.
Что касается их спора. . . Ана скорее делала это ради забавы. В конце концов, ей ничего не нужно от него. Хотя. . . Жизнь так сложно предсказать, вдруг возможность одолжения еще пригодиться?
Что касается самой гонки, то, поверьте, если даже Кай внезапно решил раздеться, она бы не заметила. Во время гонок Ана была всегда чрезмерно сосредоточена.
Дорога не прощает пренебрежения, рассеянности и нерешительности.
В голове проскакивают эти слова, словно живые. Навсегда живые в её голове. Кураж вряд ли смог бы взять над ней верх тогда, когда она за рулем. Не после всего пережитого.
Но вот они уже на финише. Девушка прикрывает глаза, внутренне радуясь всему, что все обошлось. Что она на еще один шаг ближе к тому, чтобы освободиться.
Радостный возглас возвращает девушку в реальность. Она поворачивает голову и смотрит на этого пьяного мальчишку, буквально замаринованного в текиле, но такого радостного, словно решил в неё верить. Верить.
— Теперь ты мне должен, Кайден, — усмехается она.
Но это совсем не значит, что она станет использовать это сейчас. Кто знает, когда это станет наиболее актуально. Лишь бы он, конечно, помнил, что должен. Идея рождается в её голове сразу же. Ана достает телефон и включает камеру. Наводит её на Кайдена:
— Мистер Моррис, Вы подтверждаете, что должны Ане Лу де ла Эспера одно одолжение без лишних вопросов? — проговаривает со смехом она, ожидая, что он таким образом предоставит ей доказательства на будущее.
Краем же глаза она смотрит в лобовое зеркало, наблюдая, как из машины сзади выходит Ксавье. Яростно хлопает дверью и направляется к ним. Ана четко знала, чем это пахнет. В её душе зарождался первородный страх, контролировать который было практически невозможно. Поэтому она сделала то, что сделал бы любой, желающий выжить. А точнее, делала так, чтобы не выглядеть жалкой, но при этом избегать ситуации, где она бы оказалась в лапах очередного любителя насилия. Быстро убрав телефон, и также в одно мгновение отстегнувшись от своего кресла, Ана уперлась правой ладонью о левое плечо Кая, что позволило ей сделать маневр. . . Буквально одним движением, она оказалась сверху сидящего Кайдена. Жар его тела тут же передался ей, словно молнией. Но она предпочла скинуть это на свой страх, не более того. Их губы оказались чрезмерно близко, поэтому она прикрыла рукой рот парня, другой же рукой открыла его дверь, где её уже ждала подруга (хоть и удивленная всей этой картиной). Мария подает ей руку, и Ана изящно ускользает с колен Кайдена на улицу с другой стороны машины.
— Зря ты так про текилу, — проговаривает Ана, на прощание этого тесного контакта между ними.
Возможно, слишком демонстративно, она касается шеи Кая своим указательным пальцем, проводит по ней, а затем кладет этот пальчик в свой рот, выпрямляясь окончательно, видимо, пользуясь тем, что Кай не вспомнит все эти дела завтра.
— Замечательный напиток, — заканчивает она свою фразу, понимая, как сейчас подруга шокирована происходящим. Ана и сама не понимала, зачем делает это.
— Мария, ты дала ему бутылку текилы? — спрашивает девушка и получает весьма уверенный кивок. Что же, можно хотя бы быть уверенной, что с ним все будет в порядке и не придется откачивать от непонятных примесей.
Собственно говоря, после всего этого действа, Ксавье оказался возле водительской двери автомобиля. Но так как Ана уже совершила все свои манипуляции в движениях, ему ничего не оставалось, кроме того, чтобы начать агрессивно орать перед всей толпой.
— Ты нарушила правила, грязная девка! — выкрикнул он, ударив по машине.
Ана усмехнулась и чуть не задохнулась от этой наглой претензии.
— Я? Серьезно? Как насчет твоих выкрутасов на трассе с подрезанием? — парировала она. Страх смешался с отчаянием и борьбой за правду. Ана боялась возможности агрессивного поведения от подобных людей. Это правда. Но давать себя в обиду. . . Она не могла себе позволить. . . Слишком дорого ей это обошлось когда-то.
— Это же уличная гонка, а не прогулка, веснушка, — противно и злобно усмехается он, оскалив свои зубы, — А вот пассажиры запрещены.
— Пассажиры не ускоряют автомобиль, учи физику, черт возьми! — вырывается у Аны чуть ли не из глубины души. Голос её срывается, потому что она, кажется, уже ощущает к чему все это идет.
— Ты знаешь, что означает нарушение правил, — он говорит это серьезно, буквально выстреливая в неё своим пристальным, невероятно злобным и животным взглядом. Затем он вновь хищно начинает улыбаться: — Встретимся на вечеринке за счет всех, кто на тебя поставил. Если продолжишь упираться. . . Знаешь, чем закончится, — проговорил он голосом победителя и отправился обратно к своему автомобилю.
Он, похоже, четко знал что-то о ней. Кто-то рассказал? Знает, что Ана ни за что не допустит драки банд. По крайней мере, из-за неё. Черт. Черт! Внутри Ана кричит от безысходности. Теперь она не только отступила на шаг назад к пути освобождения, но и в ближайшие гонки на неё мало кто поставит. Стоило ли это того, чтобы взять Кайдена с собой?. . . Нет, он не при чем. Это было её решение. И мало походило на нарушение. Это просто Ксавье. Он не мог признать поражение. Поражение ей.
— Кай, ты можешь идти? — спрашивает она без тени улыбки. Было слишком видно, что она расстроена настолько, насколько это возможно. Что всю радость от победы смыло волной закомплексованного бывшего сидельца. Но также она знала, что пора убираться отсюда. Поскорее. Она сядет за руль автомобиля Кайдена. Это же нормально? Впрочем, если он так пьян, то и выходов не так уж много. Варианты про то, что кто-то иной может пригнать его автомобиль в её голове даже не возникало. Потому что Ана всегда жила куда более простой жизнью. Абсолютно иной.
сейчас в голове кайдена было абсолютное ничего. или проще сказать, что там было перекати поле. при этом не простое, а набитое настоящей кашей из мыслей... добавим туда ещё в виде специй крепкого, но не самого лучшего алкоголя. поэтому кай, очевидно, был навеселе и был готов развлекаться довольно-таки долго. так долго, пока его не вырубит нахер. всё бы ничего, но вокруг него были совсем не те люди, который можно доверять. когда ты находишься в коллективе людей, у которых есть много денег, они никогда ничего не воруют — не будет в этом смысла. им подобное неинтересно, поэтому парень никогда не переживал на тему того, что он уснёт в чужой дорогой тачке или в дорогом доме... даже в клубе. тут же народ вокруг был совсем иным, поэтому ему, очевидно, придётся терпеть до того момента, пока он не окажется у себя дома. вернее, в своей собственной кровати. зевает, прикрыв рот рукой именно в тот момент, когда рыжая вдруг решает его заснуть. конечно, это для того, чтобы он потом не слился с их спора. в ответ же моррис-старший лишь в сотый раз за сегодня закатывает глаза.
— да-да, само собой. — разглагольствовать он не хотел.
вдруг стало многое лень. не зря всё-таки во время алкогольного опьянения есть несколько стадий. кайден тут не исключение. общаться, само собой, он всё ещё хотел, но тело после быстрой поездки расслабилось настолько, что ему было даже лень дышать. дышать-то придётся, ведь иначе ты умрёшь, дурик. набрав побольше кислорода в лёгкие, кай сильно-сильно выдохнул, выпуская всё то без чего человек долго не проживёт. дышать необходимо. пока человечество не дошло до таких технологий, хотя, конечно, развилось с каменного века до наших дней очень... быстро? или медленно? вот и дурные мысли и вопросы в пьяной голове, которые сейчас вовсе не были нужны. но они уходят на очень дальний план ровно в тот момент, когда девушка... решает пролезть через него. кайден прекрасно помнит, что грозил поцелуем. и ана помнит, раз в некоторый момент закрывает его рот своей ладошкой. ух, сколько недовольства было в глазах парня! вот и решай теперь рыжая-бесстыжая: не понравился ему этот выкидон или то, что у него не было возможности впиться в её губы своими. пусть каждый подумает в меру своей испорченности. что бы выбрали вы?
вспомнит ли кай завтра всё это? кто его знает. его мозг — загадка. как много раз говорилось, что он не запоминает имена, но при этом запоминает... другие вещи. что именно осядет в его памяти — интрига, до которой ещё нужно дожить (до завтрашнего утра). из-за всей это «игры» с текилой и пальчиком, который оказался в губах аны, кай ощутил, как поднимается его давление и как сильнее начинает биться его сердце. логично, ведь он парень. логично, что он выпил. у тебя ведь та самая кармен, которую ты кинул в очередной раз?.. или похер на неё? но на наглый (и даже пошлый жест) кай выдыхает через нос, как бык, который готов перевернуть своими острыми рогами парочку машин или сломать парочку людей. но руки свои кай-таки сдержал, оставив их лежать на краях автомобильного кресла и сжал их пальцами так сильно, что у него набухли вены на кистях. моррис и вовсе забыл о том, что тут пару секунд назад была гонка, что тут есть какой-то дурной мужик, имя которого он вновь забыл. когда рыжая уже покинула авто, ему понадобилось секунд тридцать, дабы привести свой разум и давление в порядок. за это время к тачке уже подлетел тот самый... как там его? кайден взглянул его довольно неоднозначно: можно было заметить в его взгляде дикое раздражение, каплю горделивости (ну без этого никак), ещё и грустное расстройство из-за того, что мужик выпендривается на девушку. его воспитывали совсем иначе. конечно, он сам бывало... ругался с кармен. но это были, в целом, просто ругань. в нормальное время кай прекрасно знал этикет от «а» до «я».
но кайден решил выслушать эту перепалку. забавно, как этот челикс (именно так будет и называться в голове кая) называет ану «веснушкой». надо подметить и называть её так же. звучит прикольно. возможно, если бы кай хоть что-то понимал в этих правилах, то смог бы вмешаться. но максимально глупо вбегать в разговор «с ноги», не имея никаких аргументов. но не нужно думать, что кайден какой-то слабак, который не умеет разговаривать с людьми. просто вот это всё заставит его побольше узнать о сия мероприятии, о правилах и о том, как лучше затыкать рот таким, как этот челикс. но когда этот тип свалил в закат, моррис-младший вылез из тачки, вдыхая полной грудью аромат выхлопов авто и текилы, от которой его дико несло.
— думаю, что он просто обиделся. — отмахнулся кай. — а что там с правилами? о чём он?
ему было, с одной стороны, интересно, с другой мозг говорил, что нахер ему это вообще не всралось. перешагнув с ноги на ногу, кайден до конца удостоверился в том, что он не сможет вести тачку. он не идиот. телефон включать ему не хотелось, поэтому кто-то из охраны на помощь не придёт. поэтому сегодня вместо чипа или дейла, видимо, будет та самая рыжая наглость. усмехнувшись собственным мыслям, кайден ещё раз глянул на марию, так и не вспомнив, где именно они виделись. да и чёрт с ней. вряд ли это что-то изменит. поэтому вообще плевать.
— а ты меня донесёшь на своих хрупких ручках? — саркастично парировал кайден, делая вид, что он сейчас упадёт. ну всё, шоу конец! — идти могу, но вот вести авто...
ключи от держал в карманах брюк, поэтому достал их оттуда и протянул ане. водит она точно умеет. пожалуй, кайден редкий вид «сына мажора», который не нарушает правило езды, не считая редких штрафов на превышение. адреналина ему хватало и от лошадей.
— но мы ведь не должны ехать домой? там этот челикс что-то говорил про вечеринку и бла-бла. к чему это всё? — кай складывает руки на груди.
упираться он тоже умеет, поэтому едва ли сдвинется с места, пока ему всё не объяснять. исключительно по пальцами, ибо пьяный мозг долго будет осознавать происходящее. да и хотелось растянуть этот вечер подольше, ибо завтра его ждёт очередная рутина: учёба, спортзал (да, наездники занимаются и таким спортом), очередные прогулки по магазинам с кармен. повезёт, если можно будет повоевать с принцем, который всё ещё показывал свой характер. вот ещё одна большая разница машина и прекрасного животного... у вторых есть характер, который очень сложно сломать. иногда даже нереально. но кайден не хотел, чтобы принца сдали, кхм, простите, на мясо. у этого коня великолепные качества скакуна. ещё кареглазый всё ещё верил, что сможет его приучить. только вот времени на это всё становилось всё меньше и меньше. ах, если бы кайден не выключил телефон, он бы знал очень важное. только теперь... узнает он лишь об этом в тот момент, когда моррис-младший окажется дома. только вот он туда совсем не собирался...